Кафедра Сестринского дела

Школа медицинских сестёр ЕМС организует образовательные курсы для среднего медицинского персонала. 
 
Знания и компетенции медицинской сестры — это фундаментальный компонент качества медицинской помощи, безопасности и комфорта пациента.
 
Компетентная медсестра — это главный гарант безопасности пациента в лечебном процессе. Медицинская сестра отвечает за точное выполнение назначений. Знание фармакологии позволяет ей не просто механически сделать укол, а проверить дозировку, совместимость препаратов, предвидеть возможные побочные эффекты и вовремя на них среагировать. Ошибка на этом этапе может стоить жизни. Она выступает как "последний рубеж" контроля перед тем, как лекарство или процедура дойдут до пациента. Строгое соблюдение правил стерильности (обработка рук, инструментов, повязок) — это прямая защита пациента от внутрибольничных инфекций, которые могут быть опаснее основной болезни. Правильно выполненная инъекция, установка катетера, перевязка — это минимизация риска травм, осложнений и болевых ощущений.
 
Знания медсестры напрямую влияют на скорость выздоровления.
 
Врач ставит медицинский диагноз (например, "пневмония"), а медсестра проводит сестринскую диагностику, выявляя реальные проблемы пациента: "кашель с мокротой", "одышка", "страх", "бессонница", "отсутствие аппетита". На решение этих проблем и направлен ее уход. Медсестра, которая знает норму и патологию, первой заметит тревожные изменения в состоянии пациента (например, падение давления, учащение пульса, изменение цвета кожи). Она не просто фиксирует факт, а оценивает его значимость и немедленно информирует врача, что позволяет быстро скорректировать лечение. Компетентная медсестра обучает пациента и его родственников: как правильно принимать лекарства дома, как ухаживать за послеоперационной раной, как делать гимнастику, как контролировать уровень сахара. Это закрепляет результат лечения и предотвращает повторные госпитализации.
 
Попадая в медицинское учреждение, пациент попадает в агрессивную среду. Он в больнице уязвим, напуган и дезориентирован. Медсестра — его главный проводник и опора.
Умение объяснить суть процедуры, проинструктировать, успокоить, выслушать и ответить на вопросы снижает тревожность и формирует доверие. Доверяющий пациент более точно следует рекомендациям и привержен плану лечения и ухода. Милосердие и человеческое участие — это не менее мощное "лекарство", особенно для одиноких, пожилых и тяжелобольных людей. Вера в то, что о тебе позаботятся, сама по себе мобилизует силы организма.
 
Медсестра часто выступает как "переводчик" между сложным медицинским миром и пациентом. Она может подробно и понятно разъяснить, что и зачем назначил врач, развеять мифы и страхи.
Если медсестра видит, что пациент стесняется или боится задать важный вопрос врачу, она может помочь донести эту информацию. Она является голосом пациента, когда он слишком слаб, чтобы говорить сам.
 
Знания и компетенции медицинской сестры — это мост между назначением врача и реальным выздоровлением пациента.
Высококомпетентная медсестра — это безопасность, эффективное лечение, психологическая поддержка и уверенность в том, что вы в надежных руках. Она превращает безликий "медицинский случай" в индивидуальный, человеческий процесс выздоровления.
 
Именно поэтому современное сестринское дело — это не просто "помощь врачу", а самостоятельная, высокопрофессиональная и гуманная профессия, от которой напрямую зависит жизнь и здоровье людей, именно это и является нашей целью – обучить медицинских сестёр этим навыкам и компетенциям. 

Задачи школы медицинских сестёр
1. Образовательные (учебные) задачи:
Дать глубокие теоретические знания по фундаментальным и клиническим дисциплинам.
Обучить практическим навыкам: выполнение инъекций, перевязок, помощь врачу при манипуляциях, ведение медицинской документации, техника измерения жизненно важных показателей (АД, пульс, температура).
 
2. Воспитательные и личностные задачи:
Воспитывать милосердие, эмпатию, терпимость и уважение к пациентам. Сформировать высокую стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект и умение общаться с пациентами и их родственниками в сложных ситуациях.
Привить чувство профессиональной ответственности, дисциплинированности и аккуратности.
 
3. Развивающие задачи:
Научить студентов самостоятельно работать с информацией, анализировать ситуации, используя критической мышление, и принимать решения в рамках своей компетенции.
Развивать клиническое мышление: умение наблюдать за состоянием пациента, выявлять проблемы и оперативно на них реагировать.
Стимулировать интерес к научно-исследовательской деятельности в области сестринского дела.
 
Таким образом, школа медицинских сестёр — это не просто место, где учат ставить уколы и капельницы. Это комплексная система, целью которой является формирование всесторонне подготовленного, гуманного и ответственного специалиста, способного стать ключевым звеном в оказании качественной медицинской помощи и эффективным помощником врача в лечении и уходе за пациентами.

Программа школы медицинских сестёр включается в себя следующие 
1. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 
Деонтология, корпоративная культура и правила коммуникаций  в работе среднего медицинского персонала
Актуальность дополнительной профессиональной программы (ДПП) «Деонтология, корпоративная культура и правила коммуникаций в работе среднего медицинского персонала» неоспорима в контексте стремительного развития медицинских технологий, повышения требований к качеству оказания медицинской помощи и обусловлена несколькими ключевыми факторами:
 
1. Повышение качества медицинской помощи. Эффективная коммуникация и соблюдение принципов медицинской деонтологии (этики) снижают количество конфликтов, улучшают взаимодействие в коллективе и повышают уровень доверия пациентов.
2. Соблюдение профессиональных стандартов. Современные требования к среднему медицинскому персоналу (СМП) включают не только клинические навыки, но и умение работать в команде, соблюдать нормы корпоративной культуры и этики.
3. Профилактика профессионального выгорания. Правильная коммуникация и здоровая корпоративная среда снижают стресс среди медработников, что особенно важно в условиях высокой нагрузки.
4. Укрепление репутации медицинской организации. Культура общения с пациентами и коллегами напрямую влияет на имидж учреждения, что особенно важно в условиях конкуренции и роста требований пациентов.
5. Адаптация к цифровизации и изменениям в здравоохранении. С развитием телемедицины и электронных сервисов возрастает важность корректной коммуникации как с пациентами, так и внутри коллектива.
Программа актуальна, так как способствует профессиональному росту среднего медицинского персонала, улучшению климата в коллективе и повышению уровня удовлетворенности пациентов. Ее внедрение особенно важно в условиях реформирования системы здравоохранения и роста требований к качеству медицинских услуг.
 
2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 
«Соблюдение сестринским персоналом правил безопасности при лечении пациентов (6 целей стандартов безопасности в медицине)»
 
Актуальность дополнительной профессиональной программы (ДПП) «Соблюдение сестринским персоналом правил безопасности при лечении пациентов (6 целей стандартов безопасности в медицине)» имеет важное значение в процессе стремительного развития медицинских технологий и повышения требований к качеству оказания медицинской помощи населению.
Медицинский персонал лечебных учреждений в своей профессиональной деятельности регулярно сталкивается с нежелательными событиями (инцидентами/ ошибками), которые могут угрожать здоровью и жизни пациентов. Именно поэтому в медицинских организациях необходимо развивать культуру безопасности, главная ценность которой – минимизация рисков для пациентов. Ключевую роль в этом процессе играет средний медицинский персонал, так как именно медицинские сестры проводят большую часть своего рабочего времени с пациентами, обеспечивая им уход, лечебные процедуры и заботу, выполняя диагностические и клинические манипуляции, назначенные врачом. 
Безопасность пациентов – это основополагающий принцип оказания медицинской помощи. Представленная ДПП направлена на изучение средним медицинским персоналом шести важных правил безопасности, применение которых в практической медицине способствует обеспечению высокого качества медицинской помощи, повышению безопасности пациентов, оптимизации работы медицинской организации и повышению доверия пациентов 
Изучая цикл «Соблюдение сестринским персоналом правил безопасности при лечении пациентов (6 целей стандартов безопасности в медицине)» слушатели овладеют основными принципа безопасного лечения и изучат приёмы применения правил на практике:
Правильная идентификация пациентов
Эффективная передача информации 
Безопасное использование лекарственных препаратов 
Безопасная хирургия 
Гигиена рук 
Снижение риска падения
Таким образом, ДПП «Соблюдение сестринским персоналом правил безопасности при лечении пациентов (6 целей стандартов безопасности в медицине)» дает среднему медицинскому персоналу необходимые инструменты и практические навыки внедрения в практику различных стратегий безопасности пациента, направленных на уменьшение хирургических осложнений, внутрибольничных инфекций, ошибок при лекарственной терапии и др. 
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации по теме «Соблюдение сестринским персоналом правил безопасности при лечении пациентов (6 целей стандартов безопасности в медицине)» является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения среднего медицинского персонала в дополнительном профессиональном образовании.

Прошедшие мероприятия