Эффективная коммуникация является определяющей при выстраивании терапевтического альянса врача с пациентом. Когда потребности и тревоги пациента хорошо известны, возможно принятие согласованного решения относительно плана дальнейшего лечения. Тренинг эффективной коммуникации является средством овладения навыками, которые заметно улучшают клинические аспекты лечения и позволяют специалисту обеспечить высокопрофессиональное качество помощи. Хорошие навыки коммуникации клинициста коррелируют с большей удовлетворенностью пациентов лечением, информированностью о различных аспектах болезни и лечения, улучшением комплаентности, исхода болезни, снижают уровень тревоги пациентов и семьи.
В ходе исследований, посвященных потребностям пациентов в коммуникации с врачом, было продемонстрировано, что пациенты сообщают о неудовлетворенной потребности в обсуждении информации о стадии заболевания и распространенности опухолевого процесса, прогнозе, возможном лечении, его эффективности и побочных эффектах. Это согласуется с более ранними исследованиями, показавшими, что трудности коммуникации встречаются от 84% до 94% случаев взаимодействия врача и пациента.
Когда клиницист демонстрирует понимание потребностей пациента, уровень тревоги больного значительно снижается. Более того, исследования показали связь между психосоциальными факторами и установлением ремиссии через улучшение психоэмоционального совладания со стрессом болезни, доверия врачу и приверженности к лечению.
Таким образом, пациент-ориентированная коммуникация является важным фактором улучшения прогноза болезни.